Знаете ли вы их имена?: викторина по произведениям художественной литературы

История России

«Гремела по всей Италии слава и зодчего-мессира ________ __________, которого потом на Москве прозвали Аристотелем. Это в Риме он снял тяжелые колонны языческого храма богини мудрости Минервы и перенес их в Ватикан для христианского храма. В Болонье он передвинул тяжелую башню делла Мациони высотой в 12 метров на расстояние в 35 футов. Его знали и Неаполь и Милан. Знала и Венгрия, где он строил мост через Дунай. Его к себе в Константинополь звал и турецкий султан, но великий зодчий Родольфо предпочел Москву». (Аристотель Фиораванти)
// Иванов Вс. Иван Третий: историческая повесть.

«Так произошло одно из крупнейших географических открытий. Горсточка скромных русских людей совершила подвиг, даже не сознавая его величия. Двадцатого сентября 1648 года русские люди первыми из европейцев прошли проливом, существование которого было волнующей загадкой для европейских картографов и ученых. _________ не знал, что многие из них были готовы на любые жертвы, лишь бы достоверно выяснить, отдельный ли континент Америка или она продолжение Азии.
А они, безвестный казачий десятник _________ и купеческий приказчик Попов, качаясь на утлых суденышках в узком проливе между великими материками, лишь случайно не увидели берегов Америки, в тот день скрытых туманом». (Семен Дежнев)
// Кедров В. На край света: историко-приключенческий роман.

«Пришла весна. С утра, 1 марта, начали печатать последний лист книги. Последний по печати и первый по порядку - фронтиспис. В рамке, в виде арки о двух пузатых колонках, изображен один из легендарных авторов книги - евангелист Лука, склонившийся над рукописью.
Несколько месяцев готовил __________ вместе с Тимофеевым эту печатную форму. То рамка получалась слишком тяжелой, то фигура Луки была слишком велика. Наконец были найдены нужные пропорции. Вот тогда Федоров решил сделать печатную форму составной - отдельно рамку, отдельно изображение Луки. «В будущем, - подумал он, - можно будет вставлять в рамку или текст, или другое изображение». Так и сделали.
Чтобы ускорить печать, мастер даже сам взялся за рычаг пресса. Работали без перерыва. Тут же у станка жевали ломоть хлеба, запивая кисловатым квасом. К вечеру на столе уже лежала стопа готовых, отпечатанных листов». (Иван Федоров)
// Овсянников Ю. Ради братий своих…: историческая повесть.

«Однажды молодой царь был в с. Измайлове, и, гуляя по амбарам своего деда, случайно наткнулся на английский ботик. - «Что это за судно?» - спросил царь у своего учителя Франца Тиммермана. Когда ему сказали, что этот ботик ходит на парусах, не только по ветру, но и против ветра, то царь был непомерно удивлен и спросил: «Есть ли такой человек, который бы сумел его починить и показать ход?» - На это Тиммерман ответил, что есть, и отыскал голландского плотника Бранта, который работал еще при Алексее Михайловиче. Брант починил этот ботик и, спустивши его на Яузу, плавал на нем в присутствии _______. Юный царь, придя в неописанный восторг, сам сейчас же уселся в ботик. - «Отчего он упирается все в берег?» спросил _______. - «Вода очень узка», ответил мастер. Однако они катались недели две или три в грязной речонке и по тенистым измайловским прудам. <…>
Как только вскрылись реки, _______ оставил жену и поскакал в Переяславль. Там уже шла работа под надзором Бранта: два судна находились в отделке. Царь нетерпении схватил топор и застучал, как самый усердный работник; рядом с ним рубил бомбардир Воронин и много других, которых он привез с собою. Целые дни они проводили в работе. И теперь еще показывают места, где жили немцы-корабельщики, на горе, которая так и прозывается «Немецкой». (Петр I)
// Абаза К.К. Отечественные героические рассказы.

«Вельможи и придворные расхаживали по залам. Между тем императрица облокотилась на стоявшего подле нее пажа, и взоры упали на камергера Корфа, который приближался с улыбающимся видом.
- А что же, барон! - сказала она, - принесли ли вы мне то сочинение?
- Приказание вашего величества исполнено, отвечал Корф подавая небольшую кипку печатных листочков.
- Вот, господа, я подарю вам чудо. Вчера, при нашем новом торжестве над турками, барон Корф поднес мне стихи, написанные рыбачьим сыном..... <...>
- Рыбачьим сыном! воскликнуло несколько голосов.
- Да, рыбачьим сыном, - повторила она. - Вот, возьмите: это стихи на взятие Хотина и на победу над турками. Да какие стихи!... Таких не пишет Тредьяковский, ни Антон Кантемир.
Придворные спешили принимать из рук императрицы листочки…
Между тем получившие стихотворение прежде других спешили к свечам; старики надевали очки, а иные уже разбирали по складам… И отовсюду слышно было: «бесподобно! удивительно! прекрасно!»
- А где бишь теперь этот ____________ ?
- В Марбурге, ваше величество, учится у профессора Вольфа. <...>
- Но кто этот ______________? - спросил наконец Остерман.
- ____________ - Холмогорский уроженец, сын рыбака, отвечал Корф. - В достославное царствование нашей всемилостивейшей государыни.... ___________ пришел пешком в Москву из Архангельска... В Москве, разумеется, встретил он покровительство и определился в Духовную Академию, откуда, как отличного ученика, отправили его в нашу Академию [Наук]. Мы, для вящего усовершенствования, послали его в Марбург, к профессору Вольфу, и там-то он написал оду…». (М.В.Ломоносов)
// Гиляров Ф.А. Исторические и поэтические сказания о Русской земле в хронологическом порядке событий.

«Новый мир открылся тогда пятнадцатилетней Фике, детство которой прошло между играми с мальчиками на крепостном дворе в Штеттине и нравоучительными разговорами с матерью - княгиней Иоганном Елизаветой, считавшей, что хорошая пощечина иногда может помочь воспитанию дочери.
Все предки «маленькой Фике» по матери, происходившей из Голштинского дома, либо служили на чужбине и там складывали голову, либо искали и иногда добивались иноземных престолов. Родина для них была везде, где им удавалось сделать карьеру. Поэтому «маленькую Фике» рано научили искусству обольщения. Впоследствии она писала о себе: «По правде сказать, я никогда не считала себя красивой, но я нравилась, и в этом, полагаю, заключалась моя сила». И позднее, обвиняя своего мужа Петра Третьего в неверности: «Если бы великий князь пожелал быть любимым, то для меня это было бы делом не трудным: я от природы склонна и приучена выполнять свои обязанности». (Екатерина Великая)
// Равич Н.А. Екатерина Великая. Две столицы: исторический роман.

«Он учил своих солдат читать и писать, думать над каждым шагом и совершать поступки самостоятельные. Он ненавидел слепое чинопочитание. Да и сама армия представлялась фельдмаршалу огромной школой, в которой людей не принуждали, а учили. Прежде всего - учили. Лишь смелые и ученые солдаты сумеют унять бонапартовых молодцев. А сам Бонапарт оказался неожиданно и талантливым и отчаянным до дерзости. Понятно было фельдмаршалу и другое. Судьба Европы решится в противоборстве Парижа с Москвой. Ведь ни Лондону, ни Вене, ни Берлину со стремительным Бонапартом не справиться». (А.В.Суворов).
// Самвелян Н.Г. Альпийский эдельвейс: исторический роман.

« _______ был среднего роста, широк в плечах, дороден. Правый его глаз, дважды задетый турецкой пулей, был несколько прищурен, но зато взгляд его второго глаза был удивительным. Казалось, что своим взглядом _______ сразу обнимает всего человека, все охватывает и проникает вовнутрь. <...>
Своим решением принять бой под Бородином русский главнокомандующий связал волю неприятеля: Наполеон вынужден дать бой на выбранной _______ позиции и остановиться на решении атаковать русских с фронта. <...>
Он еще раз медленно осмотрел местность от деревни Семеновской до деревни Маслово». (М.И.Кутузов)
// Попов Н. Бородинское сражение: документально-историческая повесть.

«Жил в это время в Петербурге седовласый полный человек, библиограф по профессии и старый писатель. Про него говорили, что он ленив; на самом деле он работал все время и сам составил каталог Публичной библиотеки.
Стариком он изучал греческий язык, для того чтобы прочесть Гомера в подлиннике.
В холодном Петербурге он и зимой не боялся открывать окна; голуби ходили по книгам в его комнате.
Все знали его басни; в них рассказывалось об овцах, которых все обижают, о самоуверенных и не знающих жизни львах, о соловьях, красота песен которых остается неоцененной невеждами.
Стих его вошел в стих Грибоедова; отрывками из его басен переговаривались в домах и на улицах. Он писал так, что люди запоминали его стихи с детства. К нему привыкли как привыкают к большой реке. Поэтому его не трогали: знали, что он народный писатель, что он сохраняет язык народа.
Человек этот когда-то давно, в молодости, издавал смелый журнал, был другом Радищева, держал типографию». (И.А.Крылов)
// Шкловский В. Исторические повести и рассказы.

«Казалось, он осчастливил народ великими реформами, освободил от рабства крестьян, сломив страшное сопротивление дворянства н чиновной бюрократии. И где же благодарность? Не только революционно настроенные умы, но даже законопослушные обыватели из числа либералов и тут и там твердят о введении парламентаризма, не понимая, что парламентаризм в России невозможен. Россия - мужицкая страна. Если дать ей свободы, широко разольется безнаказанность, а там и пугачевщина. Распадется великая империя, которая создавалась и раздвигала свои пределы тысячу лет. Нет, он не имеет никакого права позволить кучке безумцев ограничить самодержавие!» (Александр II)
// Михайлов О. Забытый император: исторический роман.

Всемирная история

«Александр жадно слушал лекции ___________. Всеобъемлющие знания учителя восхищали его, вызывали большое уважение, из которого рождалась сердечная привязанность. Его привлекал холодноватый, уравновешенный характер __________. Александр старался уяснить себе: как это можно сохранять такое постоянное спокойствие? Ни своеволие, ни упрямство, ни бешеный гнев, который, словно пожар, охватывал иногда Александра, не могли вывести из себя его мудрого учителя. Александру все нравилось в этом человеке. И даже то, что он любит пышно одеваться, украшать себя золотыми цепями, носить золотые перстни и драгоценные камни, хотя другие ученики, да и сам Александр, тихонько посмеивались над этой слабостью: такой старый человек, философ, ученый, а наряжается, будто женщина!
____________ преподавал самые разнообразные предметы: историю Эллады и Персии, физику, географию, естествознание, астрономию... Он рассказывал о происхождении животных, об устройстве земли, об устройстве Вселенной - все, что в то время было известно ученым и что открыл он сам, и в том виде, как это им представлялось и как представлялось ему самому. И какой бы науки он ни касался, всегда оказывалось, что и тут он знает больше, чем знало в ту пору человечество». (Аристотель)
// Воронкова Л. Сын Зевса: исторический роман.

«Наследие его отца оказалось таким маленьким, что ему негде было повернуться, и он решил создать себе королевство по росту.
Родившись в 742 году, коронованный в 768-м, он через два года завоевал Ломбардию и Аквитанию, через четыре года покорил Германию, милостиво разрешил папе Льву III признать себя «Императором Запада». Теперь уже он мог сам раздавать престолы и королевства направо и налево, как ему было угодно.
Так ____ _______ мечом перекроил все географические карты и создал себе такую империю, в которой даже при своем росте он мог прогуливаться сколько угодно, не опасаясь задеть за границы. Столицей он избрал Аахен.
_____ поистине был _______: он составил свод законов; защищал религию; распространял Священное Писание; покровительствовал искусству; открывал университеты, школы. За сорок три года своего царствования он совершил столько побед, столько чудесных дел!..
Знаете, если вас не заинтересует такой герой, как ____ _______, то это значит, что вам ничем не угодишь!..» (Карл Великий)
// Чудесные истории о Карле Великом и его рыцарях.

«Один за другим приходили к нему в Шервудский лес смелые люди. Кто бежал от неволи, кто от голода, кто хотел посчитаться с ненавистными обидчиками. Понемногу росла дружина вольных стрелков. Первый помощник ________ - Маленький Джон, силач высоченного роста. Однажды встретился он с ________ на мосту через ручей. Ни один не хотел уступить дорогу другому. Завязалась между ними горячая схватка, дубинки так и мелькали в воздухе. А закончился бой - засмеялись оба удальца и стали с тех пор друзьями на всю жизнь. Не последний в дружине _________ и беглый монах - отец Тук. Ленивец он и обжора, но в рукопашном бою никто против него не устоит». (Робин Гуд)
// В стране легенд: легенды минувших веков в пересказе для детей.

«Ничего преступного не нашли богословы и в том, что _________ пришла в мужском костюме. Ведь она делала мужское дело и сама в такой ситуации была воином. Добро, смирение, целомудрие, честность и простоту - вот что обнаружили ученые и посоветовали королю не мешать ________ выполнять свою миссию. Военачальники распоряжались закупками оружия, боеприпасов, продовольствия. Но перед тем как выступить в поход, _______ продиктовала письмо. «Иисус, Мария. Король Англии и вы, герцог Бедфорд, прислушайтесь к Царю Небесному, верните Деве, посланной сюда Богом, Царем Небесным, ключи от всех славных городов, которые вы захватили и разграбили во Франции. Она готова немедленно заключить мир, если вы признаете ее правоту, уйдя из Франции и заплатив за то, что ее захватили…» <…> Писем было много. _______ предлагала мир каждому городу, который нужно было освободить. Первыми такое послание получили англичане, стоящие под Орлеаном. Вопреки законам военного времени, они задержали одного из гонцов, доставивших письмо, а второго герольда отправили с ответом, в котором грозились сжечь «ведьму» на костре, как только она попадет к ним в руки. 28 апреля войско ________ направилось к Орлеану». ( Жанна д´Арк)
// Колпакова О. Жанна д´Арк: исторический роман.

«На рассвете третьего августа 1492 года две каравеллы «Пинта» и «Нинья», <…> и флагманский корабль нао [«нао» - испанское название некоторых типов кораблей] «Санта-Мария» вышли в открытое море. Так начиналось одно из самых знаменитых путешествий в истории человечества, в истории эпохи Великих географических открытий. Ветер и попутное течение несли корабли на запад, все дальше и дальше от родных берегов. <…> И так день за днем... Казалось, Морю-Океану не будет конца, и вернуться домой уже не суждено... Среди моряков нарастает тревога и недовольство. <…> А в два часа ночи уже 12 октября 1492 года матрос с «Пинты» Родриго деТриана закричал: «Земля! Вижу землю!» На рассвете моряки увидели невысокие берега, покрытые густыми зарослями, узкую полоску песчаного пляжа. Было утро пятницы 12 октября 1492 года. <…> ________, как и положено, сошел на берег первым. В руках он нес королевский стяг с инициалами короля Фердинанда и королевы Изабеллы. <…> «Индейцами» назвал местных жителей ________, он ведь был уверен, что приплыл к берегам далеких Индий». (Христофор Колумб)
// Клиентов А. Христофор Колумб: исторический роман.

«Во Флоренции ________ много времени посвящает изучению всего, что необходимо знать настоящему мастеру. Он занимается анатомией и архитектурой, наблюдает природу и постигает тайны творчества знаменитых художников. И сам не расстается с кистью и красками. <…> Славу молодому художнику принесли картины с изображением Мадонны - Богородицы. И хотя этот образ призван служить религиозным помыслам, [его] мадонны воплощают вечную тему красоты материнства, с его радостями, надеждами и тревогами. <…> И большинство из них изображены среди цветущей зелени, на широких пространствах, где воздушной дымкой окутаны вершины холмов, светлые зеркала озер и прекрасные здания... <…> В эпоху Возрождения многие живописцы создавали скульптуры, делали ювелирные украшения и славились как искусные зодчие. <…> Для семейства Киджи _______ строит капеллу в церкви Санта Мария дель Пополо. Капелла украшена цветным мрамором, мозаика купола исполнена по картону _______. За архитектурными заботами не забывал _______ и о живописи. <…> ________ также был прекрасным, зорким и мудрым портретистом. Его работы очень точно и верно передают образы и характеры современников». (Рафаэль Санти)
// Клиентов А. Рафаэль: иторический роман.

«О нем говорят: в Париже с восторгом и обожанием, в австрийской столице Вене - с ужасом. И везде - с изумлением. «Далеко шагает мальчик, пора бы унять» - так в далекой России откликнется прославленный полководец Суворов. Но унять его пока некому. Итальянский поход подарил _________ славу. В октябре 1797 года Австрия подписала мирный договор с Францией. Условия диктует _________. Италия была подчинена Франции. Заключив мир, генерал ________ спешит в Париж. 10 декабря 1797 года французское правительство - Директория - принимало его в Люксембургском дворце. Толпа, как безумная, выкрикивала его имя и рукоплескала победителю. Сразу же по приезде в Париж ________ составил план покорения Египта. «Завоевав Египет, Франция станет угрожать - богатейшей колонии Англии. Лишив англичан Индии, Франция станет владычицей мира. Англия, самый могущественный враг со времен революции, будет раздавлена!» - повторял ________ ». (Наполеон)
// Ранчин А. Наполеон: история о маленьком корсиканце, ставшем великим полководцем и императором Франции: исторический роман.