В.Желтов, В.Токин
На обязанности школы лежит еще одно важное дело - развитие серьезного отношения и внимания к чтению книг ее воспитанниками. Зная, что в известный период развития, каждый из них чувствует непреодолимую потребность к чтению, мы должны удовлетворить эту потребность, дать ей правильный исход. Приходится иногда констатировать довольно грустный факт: молодые люди прочитывают громадное количество книг часто бесценного и даже вредного содержания, прочитываюсь лишь потому, что мучимые жаждой чтения не находят правильного исхода своей потребности. Поэтому, помочь ученику, указать, что и как читать, есть прямая обязанность школы.
Но у каждого предмета есть и свои специальные цели поставляемые чтению. Имеет их и история. Выше было уже сказано, что история, как наука о прошлом, только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей. Отсюда, первая специальная цель исторического чтения заключается в снабжении ученику maximum'а этих характерных черт исторической жизни. При наличности их ученик ближе будет и своим пониманием, и своим воображением к историческому прошлому.
Из других специальных задач исторического чтения можно назвать следующие. Чтение должно:
1. Развить интерес и любознательность ученика к фактам истории;
2. Способствовать более полному освещению важных вопросов курса, знакомя учащихся с теми сторонами вопроса, которые по той или другой причине не вошли в курс;
3. Воспитывать ученика, развивая в нем лучшие стороны его души.
Что же предлагать детям для чтения? Какой характер должен носить предлагаемый исторический материал, чтобы были достигнуты намеченные цели чтения?
1. Книги, предлагаемые для прочтения, должны своим содержанием приурочиваться к проходимому в курсе. Проходится ли вопрос, напр., об «освобождении крестьян», и книги должны затрагивать и освещать данный вопрос. Только при этом они будут лучше поняты и вопрос проходимый в курсе приобретет большую яркость.
2. В целях возбуждения детского интереса исторический материал должен отвечать потребностям учеников. Книги переполненный массой номенклатуры, имен, дат и т.п. не могут возбудить интерес, т.к. они не соответствуют детским запросам.
3. Если на книги возлагается обязанность освящать те стороны важных исторических вопросов, которые не были почему-либо затронуты в курсе, то, следовательно, предлагаемый материал и должен определенно преследовать эту задачу. Нарисовать широкую картину исторической эпохи, останавливаясь подробно на ее бытовой стороне, развить характеристику того или другого важного исторического лица - вот требования, которым должен отвечать материал в целях достижения намеченной задачи.
4. Содержание исторических книг, безусловно, должно быть в соответствии с научной правдой. Книге, извращающей исторический факт, не место в школе.
Чтение бывает классное и домашнее.
// Желтов В. Опыт методики элементарного курса Русской истории / В.Желтов, В.Токин. - М., 1913. - С. 146-148. |