|
|
Г.В.Семшова, учитель истории гимназии № 1619 им. М.И.Цветаевой
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,
соединяющая отжившие, живые и будущие поколения народа
в одно великое историческое живое целое».
К.Д. Ушинский |
Одним из способов понимания истории является прочтение исторической литературы. Для школьников историческая литература является основным источником получения исторических знаний.Историческое прошлое нашей страны является частью национальной культуры. Историческая память любой культуры бережно хранит литература. А произведения исторической тематики - один из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве. Через обучение происходит последовательное приобщение школьников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественно-историческая литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. История России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединённых общей судьбой. История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.
Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения. Художественная литература хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории». |
«Медленно история листается. Всё стареет – Родина не старится». Истоки патриотизма в истории страны и их отражение в художественных произведениях.
Язык каждого народа теснейшим образом связан с историей народа – его носителя. Он связан, с «торжествами и бедами народными», с повседневной жизнью людей, объединенных в данный народ, а также с духовной жизнью всего народа. История народа находит отражение в языке, главным образом в словах и фразеологии, находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах. Язык становится своеобразным зеркалом жизни народа, но не только «текущего момента». Язык сохраняет в народной памяти «следы» далеких эпох и недавнего времени, исторических событий, конкретной ситуации, контекста художественного произведения, газетной статьи и т.п.
С этой точки зрения, русский язык – бесценное национальное достояние, воплотившее народный склад ума, самобытность «внутреннего мира» русского человека, неповторимость исторического пути русского народа. Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824-1871) писал: «В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных переживаний, плоды исторических событий, верования, воззрения, плоды прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».
Когда мы говорим о том, что известная часть культуры - как выражение духовной жизни народа - находит свою реализацию через язык, имеются в виду тексты, главным образом - письменные. Язык сохранил в народной памяти такие явления, события, обычаи, обряды, традиции, песни, были, которые в своей совокупности служат объединяющим началом для всех поколений, потому что эти элементы, компоненты национальной культуры близки и понятны каждому русскому.
Использование художественной литературы на уроках истории.
Литература идет рука об руку с историей. И решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами - средствами образного, картинного отображения действительности. Нравственно-воспитательное и познавательное значение ее неоценимо. Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. Живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого, воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. |
Методика использования художественной литературы на уроке истории.
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Приведу несколько примеров из опыта работы.
1. Тема «Монголо-татарское нашествие»
В русской истории немало переломных моментов. Но главный рубеж - это монголо-татарское нашествие. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Последовал мужественный ответ рязанцев: «Если нас всех не будет, то все ваше будет». На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. Важно, чтобы у учащихся сложилось яркое, конкретное представление о героической борьбе русского народа. В ходе изучения нового материала целесообразно организовать работу с текстом стихотворения Николая Языкова «Евпатий»: |
«Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?-
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь,
Но всё победили Батыевы рати:
Наш град - пепелище, и князь наш убит!» -
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий. |
«О витязь! я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град обхватило,
Как башня, спрямилось, как буря, завыло;
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушали звенящий булат -
Всё пало... и небо стерпело сей ад!»
Ужасно бледнея, внимает Евпатий. |
|
Вопросы:
1. Какое историческое событие описано в этом стихотворении? Когда оно произошло?
2. Что ты можешь рассказать о хане Батые?
3. «Там долго сражалась с насилием честь…» - объясни смысл этих стихотворных строк. |
2. Тема «Борьба Руси с западными завоевателями»
Когда княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар, когда все князья их кланялись перед троном Батыя быть его верными подданными, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского. Эта область была Новгородская, этот князь - Александр Ярославович. О Невской битве и Ледовом побоище учащиеся узнают из яркого рассказа учителя с использованием схем сражения, репродукций картин, иллюстраций учебника. Учитель может зачитать отрывок из летописи, поэмы К.Симонова «Ледовое побоище», предложить учащимся прослушать фрагмент из сюиты А.Прокофьева «Александр Невский». |
Ледовое побоище |
На голубом и мокроватом
Чудском потрескивавшемся льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От сотворения году,
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.
На шапках – перья птиц весёлых,
На шлемах – конские хвосты.
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты.
Оруженосцы сзади гордо
Везли фамильные щиты,
На них гербов медвежьи морды,
Оружье, башни и цветы...
...Князь перед русскими полками
Коня с разлёта повернул,
Закованными в сталь руками
Под облака сердито ткнул. |
«Пусть с немцами нас бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем божьему суду!»..
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать. |
...Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры.
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы...
...И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты. |
|
Вопросы:
1. Какое историческое событие описано в данном стихотворении?
2. Назовите имя князя, который командовал русскими полками.
3. Используя литературный источник, опиши внешний вид русских воинов и ливонских рыцарей, а также их вооружение
4. Как ты думаешь, какие исторические документы мог использовать Константин Симонов при написании данного стихотворения?
5. Чем, на твой взгляд, отличается поэтическое описание события от документальных свидетельств? |
3. Тема «Куликовская битва»
Куликовская битва 1380 года - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды.
Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань стали основными причинами замысла правителя Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь. Немалые силы собрал московский князь Дмитрий Иванович. Под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. Победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. В честь этой победы народ прозвал князя Дмитрием Донским. Предлагаю детям поработать с произведением Николая Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном»: |
Позади у воинов Непрядва,
Слева — затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Вот сейчас — не в дальней дали где-то —
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темир-Мурзой.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, — и — кони на дыбы!
Копья устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона —
Кто из них отважней и сильней?
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной. |
Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной.
Вот порубит, как снопы соломы,
А потом — бесчинствуй и топчи…
Но крепки у русичей шеломы,
Но остры у русичей мечи!
Кони, обезумев, рвут поводья, —
И своих потопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов…
«Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим.
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!
Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!..» |
|
Вопросы:
1. Какое историческое событие описано в данном отрывке?
2. Когда происходило это событие?
3. Где происходило данное событие?
4. Что тебе известно о поединке перед боем?
5. Назови имена полководцев данной битвы.
6. «Братья! Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим!» - объясни смысл данной строки. |
4. Тема «Свержение монголо-татарского ига»
Победа русских воинов на Куликовом поле 8 сентября 1380 года предвозвестила падение монголо-татарского владычества на Руси. Окончательное же свержение ордынского ига произошло сто лет спустя. Конец ордынскому господству на Руси был положен при великом князе Московском Иване III, который вступил на великокняжеский престол еще как данник Орды, а завершил свое правление как Государь всея Руси и самодержец, то есть независимый и единодержавный властелин Русской земли. 243 года над Русью тяготело монголо-татарское иго. Бегство хана Ахмата ознаменовало крушение империи Золотой Орды. Русские войска с победой возвращались домой. «И возрадовавшеся вси люди радостию велиею зело», — писал летописец. Русь стала свободной!
При изучении этой темы я работаю с отрывком из книги Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». |
Стояние на реке Угре. Иван III
Обуяла татарского хана гордыня:
Он потомок прямой Чингис-хана!
Что-то мало ему подчиняется ныне
Русь великого князя Ивана!
Он сидит, хан Ахмет, тут, на Волге, в низовье,
Через Волгу — всё русские сёла!
Уж пора бы Ахмету славянскою кровью
Обагрить на полях меч тяжёлый.
* * *
Хан Ахмет на Москву вёл войска по Оке,
Далеко обходил он столицу.
Хан Ахмет собирался на Угре-реке
С Казимировой силою слиться. |
И осеннею ночью, туманной, густой,
На прибрежье, под город Калугу
Он привёл все остатки Орды Золотой,
Чтобы встретить вельможного друга.
А когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмет
Рать московского князя Ивана…
День прошёл. Ночь прошла.
День да ночь. День да ночь.
Князь Иван не снимается с Угры.
Казимир не торопится хану помочь,
И аллах отвернулся премудрый…
Хан Ахмет и не знает в гордыне своей,
Что полякам теперь не до хана, |
Что повёл своих конников Менгли-Гирей
Грабить вотчины польского пана.
И покуда шатры не увязли в снегах,
Не завыла морозная вьюга,
Всё стояли два стана на двух берегах,
Не решаясь напасть друг на друга.
Встал на Угре-реке зимний лёд, прочный лёд,
Голод с холодом верх забирают.
На Москву через лёд хан Ахмет не идёт,
Рог орды отступленье играет…
* * *
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было.
А в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась ордынская сила. |
|
Вопросы:
1. Какое историческое событие описано в данном отрывке?
2. Когда происходило это событие?
3. Какое историческое значение имело данное событие для Русского государства? |
5. Тема «Начало Северной войны. Основание Санкт-Петербурга»
Северная война началась с неудачей под Нарвой. Однако, это не сломило Петра. В 1702 году русские войска штурмом овладели крепостью Нотебург в устье Невы. С учетом ключевой роли этой крепости в выходе на Балтику Петр переименовал ее в Шлиссельбург - «город-ключ». Весной 1703 года на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре, столицей Российской Империи. Здесь уместно использовать отрывок из поэмы А.С.Пушкина: |
Медный всадник
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел...
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
|
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва...» |
|
Вопросы:
1. Кто тот человек, который стоит на берегу?
2. В какое историческое время происходят описываемые события?
3. О каком городе идет речь?
4. Как долго строился новый город?
5. Как вы понимаете строки: «Все флаги в гости будут к нам…»? |
6. Тема «Полтавская битва»
Полтавская битва была крупнейшим сражением в ходе Северной войны: было остановлено продвижение шведской армии по Украине, стало окончательно ясно, что победа России в Северной войне - вопрос времени. В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Героика Петровской эпохи ярко и достоверно показана в поэме А.С.Пушкина "Полтава". Так, например, на уроке в 7 классе по теме «Полтавская битва», описывая решающий момент сражения, я всегда цитирую Пушкина: |
Полтава
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра: |
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
|
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашаяДалече грянуло ура:
Полки увидели Петра.И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. |
|
Вопросы:
1. Кто вдохновляет воинов? За кем идут полки?
2. Как автор описывает внешность и поведение Петра перед боем?
3. Каково отношение автора к Петру?
4. Кого подразумевает автор, говоря «сии птенцы гнезда Петрова…»
5. Чем закончилось Полтавское сражение? |
Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.
Конечно, наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому, такие многоплановые и разнообразные могут быть уроки истории с использованием художественной литературы. И если может быть удачный пример установления межпредметных связей, то это связь истории с литературой. Правда, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока.
Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории. Ведь недаром Я.А.Коменский в «Великой дидактике» писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Это я и пытаюсь делать на своих уроках истории посредством художественной литературы. |
|
|