Использование художественной литературы в преподавании истории

А.А.Вагин

Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории в советской школе произведения художественной литературы привлекаются учителем на уроке, во внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.
Чем объясняется столь широкое применение художественной литературы в преподавании истории?
Использование образов художественной литературы усиливает внутреннюю наглядность изложения учителем исторического материала, служит его конкретизации, помогает формированию у учащихся живых представлений о прошлом. Но этим не ограничивается роль художественной литературы в обучении истории. Дело в том, что подлинно художественный литературный образ, реалистически отражающий общественные явления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой и заостренностью выражающий сущность данного социального явления. Привлечение художественной литературы повышает доказательную силу изложения. К доводам логического порядка (факты, рассуждения, доказательства) присоединяются сила и убедительность художественного образа.
Художественный образ повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Исключительная сила нравственного воздействия художественного образа определяется его предельной конкретностью. Этические нормы и идеи выражены в отвлеченных формулировках, а в ярких образах, действующих персонажах, конкретных жизненных ситуациях, служащих живым примером: «...идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения» (О. Бальзак). <…>
Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся. <…>
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений: а) литературные памятники изучаемой эпохи и б) историческую беллетристику.
К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т. е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий общественной жизни.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. <…>
Разумеется, литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора как представителя определенного класса своего времени. Необходим поэтому критический поход к художественному произведению, как, впрочем, и к любому историческому документу.
Иное дело - произведения исторической беллетристики - исторический роман, повесть на историческую тему, - т.е. художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени. Такие произведения не являются ни литературными памятниками изображаемой эпохи, ни живым свидетельством ее современников и потому не могут служить историческим источником. Они сами основаны на изучении автором исторических источников, мемуаров и документов, научных исследований и монографий об эпохе и представляют собой более менее удачную попытку воссоздать в художественной форме прошлое.
Однако, не являясь документальным источником для исторической науки, хороший исторический роман служит прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в конкретных образах, увлекательных сюжетах и выразительных характерах - в художественной форме т.е. наиболее доступно и интересно. Известно, что у многих школьников интерес к истории пробуждается впервые в результате чтения исторических романов и повестей. Разграничение указанных двух видов художественных произведений имеет существенное значение не только для исторической науки, но и для школьного преподавания истории.
Литературные памятники изучаемой эпохи чаще всего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений. Что касается произведений, относящихся к исторической беллетристике, то они дают учителю средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого материала, помогают картинности самого изложения.
Необходимо вырабатывать у учащихся различное отношение к указанным двум группам художественных произведений и умение различать их. <…>
В отборе художественной литературы для уроков истории учитель руководствуется двумя основными моментами. Прежде всего, познавательно-воспитательной ценностью материала, состоящей в правдивом изложении и освещении исторических явлений в соответствии с исторической действительностью и законами ее развития.
Вторым определяющим моментом в отборе материала является его высокая художественная ценность.
Учитель отберет для использования на уроках истории отрывки, содержащие:
1) живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;
2) образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;
3) картинное описание той конкретной обстановки, в которой развертывались события прошлого.
Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссоздание особенностей психического склада людей определенной эпохи, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решение этой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественных произведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичные стремления, идеи своего класса и своего времени. Их высказывания могут быть включены в изложение учителя. <…>
Каково место художественной литературы на уроках историй и какова методика ее использования?
Широкое и разностороннее значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории привело к попыткам построить все преподавание истории на материале исторических романов и литературных памятников эпохи. Такая мысль была высказана в начале XX в. одним из прогрессивных немецких методистов Зигфридом Каверау, утверждавшим, что школьный курс истории в кайзеровской Германии не отражал подлинной жизни, «забытой историей повседневности». Каверау предлагал преподавать историю на основе серии романов, отражающих типичную для данной эпохи картину повседневной жизни и дающих таким образом возможность наглядного анализа общественных отношений своего времени. например следуя за Каверау, мы должны были бы изучать историю СССР начала XIX в. по романам А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или Л.Н.Толстого «Война и мир». Совершенно очевидно, что это свело бы курс конкретной гражданской истории к культурно-бытовым или батальным картинам, не обеспечивая систематических знаний о прошлом.
Но если мысль о построении целого курса истории только на материале художественной литературы неприемлема для советской школы, то этим не исключается целесообразность построения отдельных уроков истории целиком, или почти целиком на материале художественной литературы. <…>
Отметим трудности подготовки таких уроков: учитель должен тщательно отбирать из большого произведения материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроке, адаптировать, сжать их текст, скомпоновать отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время на уроке.
Указанный метод проведения урока, полностью оправдываемый в средних классах, едва ли может быть признан целесообразным в работе со старшими учащимися. Ведь в старших классах, даже на уроке с преобладанием повествовательного материала, учитель должен сообщить учащимся много такого, что обычно не находит отражения в художественном произведении. Ограничивать сложное содержание урока истории в старших классах только материалом художественной литературы представляется поэтому ничем не оправданным методическим ухищрением.
Помимо построения урока целиком или почти целиком на материалах художественной литературы, в распоряжении учителя имеются другие разнообразные приемы и методы ее использования на уроке.
Прежде всего, следует иметь в виду, что обращение к художественной литературе полезно в первую очередь самому учителю. Обогащенный ее образами, он сможет ярче и конкретнее изложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого, помочь созданию у учащихся полнокровных исторических представлений. Речь учителя приобретет большую убедительность, станет более эмоциональной. Органическое включение образов художественной литературы в изложение учителя - один из важнейших методов ее использования в преподавании истории.
Учитель использует художественную литературу как источник, откуда он заимствует краски, сравнения и меткие слова для своего изложения. В этих случаях материал художественного произведения органически включается учителем в рассказ, описание, характеристику и воспринимается учащимися не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения учителя. <…>
Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие (две-три фразы) отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из произведений писателей. <…>
Художественный образ может войти в изложение учителя в виде краткой цитаты. Так могут быть использованы высказывания литературных персонажей, характеристики. Особенно хороши краткие стихотворные цитаты, две-три строки; они сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. <…>
Чтение на уроке отрывков из исторических романов не только помогает непосредственно решению образовательных задач данного урока, но является одним из приемов пропаганды книги, доступной для самостоятельного внеклассного чтения, и служит, таким образом, ознакомлению учащихся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширению их общего кругозора и обогащению представлений о прошлом. При этом учитель дает учащимся образец безукоризненного чтения литературного произведения. Полезно поэтому заранее прорепетировать чтение намеченного отрывка. Если отрывок небольшой, лучше процитировать его наизусть.
Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому в старших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинству учащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительно редко на уроке истории. Чаще учитель ограничивается напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение.
Краткая ссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературный источник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничится упоминанием соответствующего литературного произведения, но точно укажет конкретный образ, эпизод и т.п.
Такого рода ссылкой учитель мобилизует в сознании слушателей представления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает утреннюю наглядность изложения, обогащает восприятие исторического материала и облегчает его осмысливание учащимися.
Наконец, отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, подвергаются разбору. Разбор литературных памятников проводится либо методом комментированного чтения, когда разбор ведет сам учитель, изредка привлекая класс путем постановки вопросов, ибо методом развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитывает вслух источник, затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшие абзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, и ставит вопросы. <…>
Широко привлекая художественную литературу на урока истории, было бы, однако, ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель: художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познание исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока.
// Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - С. 287-296.