Рахманова А.Х.
1960-1970-е гг. весьма большое внимание уделялось организации работы учащихся с художественно-историческими образами, было даже издано несколько хрестоматий с отрывками из художественных произведений, которые могли бы использоваться на уроках истории. К сожалению, позже интерес к этой теме угас. А зря - данный вид деятельности не только может сыграть колоссальную мотивационную роль, но и (при необходимых ограничениях) помочь в решении собственно образовательных задач. Естественно, речь может идти только о тех произведениях, авторы которых хорошо овладели фактическим материалом и стремились к полной и достоверной реконструкции событий прошлого.
Одним из таких авторов является, несомненно, Дмитрий Балашов. «Свою задачу писателя я вижу в возвращении народу русскому забытых страниц его истории. Я не устаю повторять: народ жив, пока жива его историческая память. Кончается память - кончается нация, начинается нечто другое...» - утверждал он. Взяв читателя за руку, Д.М.Балашов провёл его по мостовым новгородских улиц, открыл перед ним ворота усадеб, двери храмов и мастерских, наполнил слух шумом торга, криками и стонами битвы, ревом вечевой вольницы, вкрадчивым шепотом заговорщиков, ласковым шепотом влюбленных, великой историей становления русской государственности.
Достоверность повествования Д.М.Балашова строится на сочетании несомненного художественного таланта автора и пытливости учёного. Известный фольклорист, знаток народного быта, он тщательно исследовал все источники по истории древней и Московской Руси. Он был в курсе старых и новых концепций русской истории, анализ которых дал основу его собственного видения прошлого, нигде не вступавшего в противоречия с известными сегодня русскими древностями. Д.М.Балашов сумел показать в своих романах всю сложность процессов, определявших дальнейшую судьбу России. И сделал это, населив свои книги живыми людьми, наполнив их шумом древних городов, напоив нас живыми красками и ароматами волнующего прошлого.
Сюжеты книг Д.М.Балашова - подлинные события русской истории ХII-ХV вв.: собирание русских княжеств в единое целое, становление государственности, строительство души и воскресение национального самосознания русского народа в непрестанных междоусобных столкновениях и войнах. В числе героев хроник Балашова и реальные исторические лица (тверские, московские, суздальские, рязанские князья, бояре, подвижники Русской православной церкви, ханы Золотой Орды, литовские князья), и простой люд - ратники, хлебопашцы, монахи, ремесленники. У каждого свое понимание добра и зла, свои страсти и сомнения, стремления, пороки - словом, это живые люди (а не раскрашенные иллюстрации к школьному учебнику). Они заставляют нас переживать радости и беды, испытания, поражения и победы.
Писатель, работающий в историческом жанре, обязан изучить весь материал, включая как давние, так и новейшие исследования, относящиеся к тому отрезку исторического времени, о котором он берётся писать. В романе «Младший сын» автор подчеркнул, что в изложении событий, даже мелких, он «со всею строгостью» старался держаться документальной, летописной канвы, памятуя, что читатель хочет знать, как это было в действительности, т.е. требует от исторического романа фактической достоверности: «Поэтому я разрешил себе лишь те дорисовки, которые позволительны в жанре художественного воспроизведения эпохи...» Та же достоверность событий видна во всех его произведениях цикла «Государи Московские».
Цикл состоит из семи романов, самостоятельных сюжетно и композиционно: «Младший сын» (1977), «Великий стол» (1980), «Бремя власти» (1982), «Симеон Гордый» (1981), «Ветер времени» (1988), «Отречение» (1990), «Святая Русь» (1992). Это целостное художественное полотно, охватывающее огромный и очень значимый в истории России промежуток времени с 1263 г. (смерть князя Александра Невского) до середины XIV в. (создание Московской Руси). И эта более чем столетняя историческая картина со многими подлинными и вымышленными персонажами была создана творческим воображением Д.Балашова как великая история становления русской государственности.
Хроника князей московских соединена не только временной последовательностью -она концептуальна. Каждый роман у Балашова представляет собой самостоятельное художественное целое со своими задачами и соответствующими средствами их решения. Общая для них идея русской государственности реализуется в развитии, исходя из конкретности воссоздаваемого времени и своеобразия центрального героя. Меняются не только интонации и стиль, но и жанр повествования. Так, если «Младший сын» - роман по преимуществу лирический, то «Великий стол» - художественно-политический. В свою очередь, «Бремя власти» - это роман-трагедия, «Симеон Гордый» - роман личной судьбы, обещавшей быть блистательной, но безвременно оборвавшейся, «Ветер времени» - роман надежды, «Отречение» и «Святая Русь» - это романы-размышления о гордой Твери, когда от её отречения зависело будущее русской государственности. С этим отречением будут связывать будущее Руси, её мощь и могущество. Далеко ещё до поля Куликова, но эти романы являются преддверием будущего Руси, её силы и победы! Сознавая всю относительность подобного жанрового различения романов Д. Балашова, мы всё-таки полагаем, что оно даёт ключ к их прочтению, не отвлекая от замысла и глобальности цели.
«Государи Московские» - это романы не только о Древней Руси. Автор много внимания уделяет русско-татарским взаимоотношениям. Он показывает, что Золотую Орлу интересовало экономическое развитие Руси лишь в пределах регулярного получения от княжеств «выхода» (дани).
Многослойная панорама политической, экономической, духовной, сословно-бытовой жизни Руси ХШ-ХIV вв. обусловила сюжетно-композиционное построение романов. При этом жизнь самих русских княжеств и земель рассматривается на широком фоне европейской и азиатской политики. Читатель взаимодействует как бы с двумя плоскостями - горизонтальной и вертикальной.
В горизонтальной плоскости художественная правда адекватна исторической правде: без авторской фантазии раскрывается общая картина положения Руси по отношению к Европе и к Золотой Орде. Читатель получает исторически достоверную информацию о происходивших экономических, военно-политических, социальных катаклизмах в Европе и на границах Руси - в Литве, Ливонском ордене, Карелии, Персии и пр.
В вертикальной плоскости автор, сочетая публицистическую, психологическую, образно-бытовую информацию, рисует яркую картину внутренней жизни Руси во всех её ипостасях. Это и жизнь конкретных людей земли Русской от смерда, ратника, боярина до мелкого удельного князя и вельмож Орды, и судьба различных княжеств и земель - от Новгорода, Твери, Москвы, Ростова, Переславля до увядающей Киевской Руси. Судьбам наиболее крупных князей и посвящены отдельные романы цикла «Государи Московские».
«Александр умер на обратном пути из Орды, не доехав до Владимира, в Городце», -так буднично, даже протокольно извещает автор в первом романе «Младший сын» о смерти Александра Невского. И далее - ёмкие черты характера покойного: «Властной тяжестью руки Александр паче всего приучил верить всех в своё бессмертие...», и тут же - картина настроения в Новгороде: «опустошающая душу всеобщая скорбь и безысходность. И вот - обрушилось. Русская земля осиротела... Отскучнели, отмучились похороны. Скорбь улеглась. Житейские будни навалились на детей Невского». Старшим (Дмитрием) и средним (Андреем) овладела страсть захватить высшую власть на Руси - Великое Владимирское княжение.
Немало страниц романа автор уделил представителям московского боярства - общественной группы, внёсшей огромный вклад в возвышение Москвы и ее победу над Тверью и всеми другими соперниками. Это прежде всего «жесткий на руку» Протасий Вельямин, опытный тысяцкий (московский главнокомандующий); его сын Василий Протасич и внук Василий Васильевич Вельяминов - тоже тысяцкие.
В романах широко представлены «низы» - основа основ Руси разрозненной - народ со своей «внутренней жизнью», бытом, нравственным и духовным укладом.
В романе «Младший сын» писатель психологически точно рисует яркие образы представителей «низов» - ратника Михаила и его сына Федора Михалкина, одного из «послужников» княжеских. В романе «Великий стол» «династию» Михалкиных продолжает сын Фёдора и внук Михаила - Мишук, хозяйственный, жаждущий славы, храбрый до безрассудства воин, преданный князю и ратным делам.
Многослойная и многосословная система образов как бы сцементирована также многослойной иерархией духовенства - от митрополитов до «малых» священников. Духовная власть - не мирская, но сильная, влиятельная. Ей в романах «Государи Московские» отводится заметное место.
Герои романного цикла - люди действия, а не созерцания, это главная и характернейшая черта людей той эпохи. Они всегда осознают себя частью целого, великого, и их причастность к прошлому, к истории, к родным домам и к «родному пепелищу» делает их особенно значимыми и в плане познания особенностей русского народа. Для писателя же бытие народа, судьба народная - тот высший ценностный критерий, исходя из которого он судит деяния правителей.
Как конкретно могут быть использованы романы Дмитрия Балашова на уроках истории? Конечно, возможен вариант, традиционный для художественно-исторических отрывков (т.е. применение в качестве своеобразных текстовых иллюстраций к учебнику). Но есть и иной путь: отдельным ученикам, которые лучше других успевают по истории, может быть предложена альтернатива: или традиционные уроки, или задание прочитать какой-либо из романов и сделать о нём сообщение. При этом нет ничего страшного, если ученик потратит на чтение романа и учебное время по истории - необходимую достоверную информацию о событиях прошлого он всё равно получит в ходе знакомства с романом и подготовки к выступлению.
Сообщение о романе не должно быть пересказом содержания произведения. Ученик должен: а) попытаться оценить, что является в романе достоверным, а что - авторским вымыслом; б) сформулировать ответ на поставленную учителем проблему (учебную задачу). В качестве последней могут выступать, например, такие вопросы: почему началось возвышение Москвы? Почему Москва одержала победу в борьбе с Тверью? Почему личность и деятельность Ивана Калиты до сих пор вызывают ожесточённые споры? Знакомство с романами Балашова заставит школьников задуматься над этими и другими непростыми вопросами русской истории.
// Преподавание истории в школе. - 2006. - № 4. - С.49-51. |