«Молодой султан Селим Третий все еще не терял надежды на победоносное окончание войны. Для этого он пополнил Дунайскую армию. Но главной своей задачей султан ставил уничтожение русского Черноморского флота и высадку десанта в Крыму и в Анапе, находившейся в руках турок.
Турецкие корабли несколько столетий господствовали в Черном море, и недаром его называли «турецким озером». Многие суда, выстроенные под наблюдением англичан и французов, были значительно быстроходнее и лучше вооружены, чем корабли молодого, наспех построенного Черноморского флота. Огромное число кораблей разного типа находилось у турок в Средиземном море в так называемых африканских владениях - Алжире, Египте, Триполи, Тунисе. Все они могли быть объединены в огромную эскадру и направлены в Черное море. Одного не было у султана: адмирала, которого он мог бы противопоставить «Ушак-паше» - флотоводцу Ушакову, одно имя которого вызывало у турок страх.
Федор Федорович Ушаков весьма походил на Суворова, у них было много общего в судьбе, характере и взглядах. Он родился в деревне отца - мелкопоместного дворянина Ярославской губернии и детство провел с деревенскими детьми, его дядькой-наставником был отставной петровский моряк-канонир Ефим.
В шестнадцать лет, широкоплечий, крепкий, чрезвычайно выносливый, ловкий и в то же время крайне застенчивый и вспыльчивый, юноша был доставлен в Петербург и сдан в морской кадетский корпус. Это было учебное заведение, целиком сохранившее петровские традиции. Наряду со специальными и общеобразовательными предметами в корпусе больше всего уделялось внимания «учению пушками, памятуя, что вся оборона на артиллерии зависит». От воспитанников требовалось абсолютное бесстрашие: «не стрелять по неприятелю прежде надлежащей дистанции - на пистолетный выстрел». Под страхом «потеряния живота и отнятия чина с отдачей на галеры» требовалось «не стрелять из пушек по неприятелю, ежели они столько близко придут, чтоб можно было абордажем вред чинить». Воспитанники корпуса обязаны были ежегодно плавать матросами на практической эскадре. Ушаков учился упорно, много читал и в 1766 году после пятилетнего обучения одним из первых окончил корпус, получив чин мичмана. Он плавал в Балтийском море, потом был переведен в Азовскую флотилию и участвовал в первой турецкой войне 1768-1774 годов, затем снова был возвращен в Балтийский флот. Ушаков командовал императорской яхтой «Штандарт», руководил строительством новых кораблей, проводил опыт плавания судов с металлической обшивкой вместо деревянной, которая требовала постоянной очистки и утяжеляла корабли. После семи с лишним лет службы в Балтийском море уже в качестве капитана второго ранга он был опять направлен в Черноморский флот.
К этому времени Ушаков выработал те новые принципы флотоводческого искусства, которые сделали русский флот под его водительством непобедимым. Как и Суворов, он не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения; прослужив во флоте сорок четыре года, Ушаков провел на море сорок кампаний...
|
Стоянка Черноморской эскадры, под начальством адмирала Ушакова, в Буюк-дере.
(С литографии начала XIX в.) |
Ушаков, подобно Суворову, считал, что «матрос должен понимать свой маневр, и, чем более о нем печется офицер, тем лучший из него будет воин». Он постоянно заботился о быте матросов, строжайше следил за их питанием и здоровьем, для чего изучил медицину. Во время чумы в Черноморском флоте матросы экипажей Ушакова не пострадали от эпидемии.
Ушаков не любил парадов и всякой внешней красивости во флоте, но основой воспитания моряков считал боевую практику и «тщательное обучение всем эволюциям». Суворовский принцип «тяжело в учении - легко в бою» был и его принципом. Наконец, он совершенно отвергал старую линейную тактику и признавал только активные и наступательные действия. Обычно во всех сражениях он нападал на флагманский корабль противника, ломал весь строй вражеских кораблей и уничтожал их поодиночке».
// Равич Н. Две столицы: историческая хроника.