Король Испании Филипп IV

«... Отныне дон Диего Веласкес служил Филиппу IV, королю Испании.
Однако прошла не одна неделя, прежде чем мы увидели Его Величество. Впрочем, всё это время мы часто общались с его фаворитом, грубовато-добродушным увальнем герцогом Оливаресом, который - когда ему случалось быть в Мадриде - врывался в мастерскую по нескольку раз на дню: смуглый, толстый, вечно потный, черные волосы растрепаны, огромное пузо рвёт пуговицы, выпирая из засаленного камзола...
Я отчётливо помню, как Его Величество пришёл на первый сеанс. Стояла осень, мастерскую заливал бледно-золотистый, освежающий свет. Сначала у порога встали два пажа-герольда и затрубили, возвещая о предстоящем появлении короля. Ещё два пажа внесли штандарты - знамёна, которые должны сопровождать короля везде как знак королевской власти. Ну а потом вошёл сам король. И все вокруг пали ниц, на оба колена. А Мастер опустился колено и приложил правую руку к груди, у сердца.
Король оказался высок, широкоплеч и очень бледен, кожа его молочно-розоватый оттенок, а волосы отливали жёлтым шёлком, точно нить, которой вышивают гобелены. Волосы - чистые, лёгкие - вздымались и опадали при каждом шаге короля. Ноги длиннющие, тощие, в чёрных шёлковых чулках. Лицо вытянутое, худое и печальное. Он смотрел на Мастера и смущенно улыбался, словно говоря: «Уж примите таким, какой есть». несмотря на пышные одежды, благоговейный трепет подданных, чеканный шаг пажей, трубы и штандарты, я почувствовал, что этот человек в себе не очень-то уверен и ищет дружбы с Мастером...
Однако немногословность Мастера и его сдержанность в эмоциях и жестах, похоже, привлекали короля, и он начал часто приходить в мастерскую. Наверно, он отдыхал здесь от бесконечной болтовни, подчас легкомысленной и пустой, и от лести, которой его потчевали придворные и которой он наверняка не доверял.
Сначала, изучая его черты, Мастер написал только голову, причём ему удалось передать не только внешность монарха, но и уловить характер. На этом портрете крупное, с грубыми чертами лицо выписано чуть боком, глаза короля насторожено смотрят прямо на зрителя. Губы неулыбчивы, тяжёлый подбородок твёрд. Каким-то чудом Мастеру удалось передать, что перед нами человек недоверчивый, но душа у него тонкая и в ней живёт надежда. <...>
Король Филипп IV был человек тихий и разговаривать не любил. Отчасти это объяснялось тем, что ему мешал врождённый и довольно серьезный недостаток. Дело в том, что от своих предков - а в нём текла кровь австрийских королей Габсбургов - он унаследовал не только высокий округлый лоб, золотистые волосы и голубые глаза, но и удлинённый, очень тяжёлый подбородок. Именно из-за своеобразного строения нижней челюсти у него плохо смыкались зубы, поэтому он заметно шепелявил и пришепётывал. Кроме того, годы, проведённые на престоле, научили короля - кстати, робкого от природы, - избегать доверительных отношений и человеческих привязанностей, потому что для монарха они могут быть смертельно опасны. Так что его дружба с Мастером возникла не в одночасье. Я наблюдал за её зарождением и развитием долгие месяцы и годы - по мере того, как из-под кисти Мастера появлялись всё новые и новые портреты короля: Филипп IV в чёрном бархатном костюме, Филипп IV в парадном, шитом серебром королевском наряде, Филипп IV на охоте - с мушкетом и любимой собакой.

король Филипп IV король Филипп IV король Филипп IV

Когда король позировал, я почти всегда находился в мастерской. Должно быть, он воспринимал меня как безмолвную тень и обращал на эту тень меньше внимания, чем на свою собаку, которую он часто подзывал в паузы во время сеанса: теребил и поглаживал длинные шелковистые уши, чесал шею, а во влажных глазах собаки читалось абсолютное обожание. Не думаю, что, помимо этого существа, хоть одна живая душа смотрела на него с такой преданностью - и это при всём почитании, которое придворные и подданные оказывали королю всякую минуту.
Ну, а Мастер тоже был немногословен - под стать королю. Сдержанный от природы, он предпочитал молчать ещё и потому, что в мире - он сам мне об этом говорил - произносится слишком много глупых слов, которые лучше не звучали бы вовсе. Однажды, когда мы с ним остались одни в мастерской и я растирал в ступе краски, Мастер признался, что в отличие от других людей, которые выплёскивают друг на друга потоки ненужных слов, он общается образами: они проникают в его ум и душу посредством зрения, а он возвращает их миру в виде произведений.
- Я веду разговор через картины, - сказал он однажды королю. Король помолчал, подумал - и одобрительно наклонил голову. А потом, ещё через какое-то время спросил, причём, как мне показалось, немного печально:
- Дон Диего, а какой разговор веду я?
- Ваше Величество, Господь создал Вас не для беседы. Вы при званы с участием и отеческой заботой слушать своих подданных, - ответил Мастер.
-Дон-Диего-де-Аседо---шут-при-дворе-Филиппа-IVИ ответ этот, как мне показалось, королю понравился. Он кивал; долго и довольно.
Их молчаливая дружба укреплялась день ото дня, я сам тому свидетель. Я ведь очень чуток к малейшим оттенкам людских отношений, поэтому пристально отслеживал - месяц за месяцем, год за годом, - как робкое сердце короля с надеждой и трепетом открывается доброму сердцу Мастера... <...>
...Как раз в те времена Мастер заинтересовался удивительными, но порой несчастными существами, которых король во множестве держал во дворце для забавы собственной семьи и придворных. Несколько старых мудрых шутов-актёров смешили зрителей и разыгрывали перед ними настоящие представления с переодеваниями. Мастер часто использовал их в качестве натурщиков для мифологических или исторических сюжетов, и актёры радовались, когда им удавалось подобрать подобающий костюм, позу и выражение лица. Ещё при дворе всегда жили карлики, карлицы и пара кротких идиотов, чей заливистый смех, похоже, радовал короля. Все эти люди жили при дворе в тепле и довольстве, и Филипп IVочень о них заботился. Для лилипутов портные шили особую одежду, а сапожники тачали обувь под их искалеченные ножки.
Я этих людей хорошо знал, поскольку Мастер писал их портреты на протяжении многих лет...»
// Бортон де Тревиньо Э. Я Хуан де Пареха: роман

Иллюстрации:
Филипп IV в охотничьем костюме. Худ. Диего Веласкес // Velázquez: album / F.J.Moran. - Madrid, 1982.
Филипп IV на коне. Худ. Диего Веласкес // Velázquez: album / F.J.Moran. - Madrid, 1982.
Филипп IV. Худ. Диего Веласкес // Hind C.L. Days with Velasquez. - London, 1906.
Дон Диего де Аседо - шут при дворе Филиппа IV. Худ. Диего Веласкес // Velázquez: album / F.J.Moran. - Madrid, 1982.